«Наставник — как мудрый путник, он не только знает дорогу, но и понимает, когда лучше остановиться и полюбоваться видом» (Владимир Арсеньев, «Дерсу Узала»)
Построение системы наставничества для молодых педагогов в школе — важная составляющая профессионального развития и повышения качества образования.
Цели:
- Повышение профессиональной компетентности молодых педагогов
- Содействие адаптации новичков в школьной среде
- Вовлечение молодых педагогов в профессиональное сообщество
- Развитие умений участия в конкурсах и профессиональных мероприятиях
Структура системы наставничества
- Наставник: опытный учитель начальных классов, обладающий педагогическим стажем и навыками наставничества
- Молодой педагог: начинающий учитель, проходящий профессиональное становление
- Руководитель программы: администрация школы, ответственная за организацию и контроль системы
3. Этапы реализации
- Выбор наставника и молодого педагога: на основе компетентности, педагогического стажа и личных качеств
- Планирование деятельности: разработка плана адаптации и профессионального развития молодого специалиста
- Проведение регулярных встреч и консультаций: обсуждение педагогических методов, обмен опытом, совместная подготовка к конкурсам
- Обучающие семинары и мастер-классы: для наставников и молодых педагогов
4. Поддержка участия в конкурсах профессионального мастерства
- Совместная подготовка к участию в конкурсах (например, «Педагогический дебют», «Учитель года», «Лучший по предмету»)
- Помощь в подготовке презентационных материалов, разработке проектных заданий
- Мотивация и психологическая поддержка
5. Достижения молодого педагога благодаря наставнику
- Повышение профессиональной компетентности и уверенности в себе
- Участие и победы в конкурсах и профессиональных мероприятиях
- Внедрение инновационных методов обучения и дидактических техник
- Побуждение к постоянному профессиональному росту и самосовершенствованию
В рамках системы наставничества, практикуемой опытным педагогом – учителем начальных классов Миновой Светланой Евгеньевной, молодой специалист – Соловьева Ксения Владимировна стала активным участником профессиональных конкурсов на различных уровнях. Благодаря поддержке наставника и целенаправленной подготовке, она достигла значимых результатов, в частности:
- Призер муниципального этапа конкурса профессионального мастерства «Педагогический дебют – 2023»;
- Победитель регионального этапа конкурса профессионального мастерства «Педагогический дебют – 2023»;
- Дважды становилась лауреатом всероссийского этапа конкурса «Педагогический дебют 2024» и «Педагогический дебют 2025» — это свидетельствует о высоком профессионализме, мастерстве и существенном росте её педагогических компетенций.
Такие достижения подчеркивают эффективность системы наставничества, ведь именно опытный учитель помогает начинающему раскрывать свои таланты, развивать профессиональные навыки и успешно реализовываться в педагогической деятельности.


